Н.В.ГОГОЛЬ
«НАСТОЯЩИЙ РЕВИЗОР»
СЦЕНИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ ТЕАТРА
В ОДНОМ ДЕЙСТВИИ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ-
А. ДОРОНИН, Л. ДОРОНИНА
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ-
А. ДОРОНИН


ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
"СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО"

2023
"О СМЕШНОМ И ВАЖНОМ"
Автор: Анастасия Извекова

"Приходя в театр, зритель ждет, что ему покажут знакомую историю под новым углом, 
предложат ее свежее прочтение, помогут обнаружить в ней неочевидные прежде смыслы..."
«Настоящий ревизор» действительно получился необычным. Экстравагантным, насыщенным звуками, эмоциями и красками, и очень близким современному зрителю.


"НАСТОЯЩИЙ РЕВИЗОР"



doronin.dram@yandex.ru
Выберите подходящий курс
Food-съемка (20 часов)
Wedding-съемка (24 часа)
Fashion-съемка (18 часов)
Lifestyle-съемка (18 часов)
Какой тип занятий вам подходит?
Из какого вы города?
Как вас зовут?
Контактные данные
Ваша почта
Отправка формы
Подтвердите, что вы не робот
или нажмите Enter
Обзор московских спектаклей по пьесам Жана Ануя.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН·21 ДЕКАБРЯ 2017 Г.


        «Антигона» (Театр 'Студия.project' на сцене Центра Высоцкого на Таганке, реж. Алексей Доронин)
Пьесу Ануя «Антигона» впервые я прочел лет двадцать назад, с тех пор неоднократно перечитывал и всегда она мне казалась, если так можно выразиться, очень минорной. Хорошая девушка Антигона нарушает царский указ, запрещающий предавать земле тело ее старшего брата – врага народа. Хороший царь Креон тщетно отговаривает свою племянницу от завершения начатого, ведь если Антигоной правит Чувство, то он полностью во власти Закона, им же самим установленного и нерушимого и, в случае непослушания, он будет вынужден Антигону казнить. Все очень печально, красиво и неторопливо. И какой же неожиданностью для меня стал громкий и яростный спектакль Алексея Доронина, заставивший усомниться: «А вообще, правильно ли я пьесу читал, не видя там такого накала страстей?».
        Персонажи пьесы словно причесаны под одну гребенку: одинаковые шинели, одинаковые сапоги, все ходят строем, по-военному печатая шаг и размахивая красными книжечками (то ли партбилетами, то ли сводом законов) – страна победившего тоталитаризма. И бунт Антигоны здесь выглядит уже не бунтом против бесчеловечного закона, а восстанием против государства вообще. Первое, что сделает, появившись на сцене, эта девушка – с криком «Я хочу свободы!» сбросит шинель с сапогами. И ее стремление под страхом смерти похоронить тело брата выглядит не делом чести, а предлогом, чтобы сбежать из этой жуткой прозомбированной страны, пусть даже ценою жизни. А остальные персонажи станут изо всех сил отговаривать ее от самоубийственного замысла, но уговоры их больше похожи на вербовку или промывание мозга. Кормилица, в пьесе простая ворчливая нянюшка, здесь больше похожа на тюремную надзирательницу с кнутом; Исмене, старшей сестре Антигоны, напуганной перспективой оказаться сестрой врага народа, разве что не хватает красной косынки, чтобы окончательно стать похожей на военную комиссаршу. Их уговоры звучат как патриотические лозунги, глаза горят преданностью правительству, книжечки в руках пылают алым цветом – эти люди живут в рабстве, но слепо верят в то, что лучшей жизни быть не может. Все говорится с оглядкой, ведь и у стен есть уши, а Большой Брат, то есть, царь Креон, уже не такой мудрый и добрый царь из пьесы, следит за тобой. Солдатская шинель уже давно не только на их телах, но и в их головах; когда Антигона, в надежде открыть близким глаза на окружающий кошмар, пытается сорвать шинели с их тел, они начинают в истерике натягивать их обратно. Только царевич Гемон рискнет раздеться сам ради возлюбленной, но тут же наденет шинель снова, почувствовав себя неуютно.

        В спектакле неожиданный финал – не только Антигона, но и деспотичный Креон оказываются пешками в игре того, кто в пьесе назван Хором, а в спектакле появится как Автор-демиург (режиссер Алексей Доронин), скуки ради играющий судьбами людей.
        Одновременно смешная и страшная, «Антигона» хороша всем: стильной сценографией, сумасшедшим музыкальным оформлением и отличной игрой всего без исключения актерского состава. Must see.



«Антигона», Театр "Студия. Project", 22.10.2018

     Минувшая неделя прошла под знаком одного из моих любимых негосударственных театров – Театра «Студия. Project». В понедельник я побывала на «Антигоне», поставленной, внимание, не по трагедии Софокла, а по пьесе Жана Ануя. Имя Жана Ануя мне знакомо по пьесе «Жаворонок» про Жанну д ‘Арк. Возвращаясь к «Антигоне», стоит отметить, что жанр произведения стал иным – он заявлен не как трагедия, а как сатирическая драма. Это важный момент, и в дальнейшем различие нам подробно объяснят.  
       Краткая предыстория: Речь пойдет о потомках знаменитого царя Эдипа (того самого, который стал царем, отгадав загадку Сфинкса, убил отца и женился на собственной матери). От этого брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник , и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип, узнав всю правду о совершенных поступках, отрёкся от власти и удалился в изгнание, править должны были поочередно в течение года Этеокл и Полиник под надзором старого Креона, советника Эдипа. Но старший, Этеокл, отказался передать власть Полинику, а тот собрал на чужой стороне большое войско и пошёл на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошёлся с братом, и оба погибли. Новый царь, Креон, повелел похоронить Этеокла со всеми почестями, а мятежного Полиника оставить незахороненным на растерзание собакам и шакалам. Каждый, кто попробует захоронить его, будет осужден на смертную казнь. А далее мы и подходим к сюжету «Антигоны».
       При прочтении пьесы у меня сложилось впечатление, что действие из древней Греции перенесено в XX век: на это недвусмысленно намекали книги, кабинеты, сигары… В постановке Театра "Студия. Project" мы попадаем в некую страну с тоталитарным режимом сродни нацистской Германии: все герои одеты в военные шинели и сапоги, кроме Антигоны (только в самом начале), которая даже в этом отличается от основной массы.
        Знаете, есть люди, которые всегда идут против системы? Или которые рождены, чтобы трагически умереть? Юная Антигона (Алина Туравинина) соединила в себе оба этих качества. Девушка искренне не понимает, в чем разница между Этеоклом и Полиником: ведь оба они – ее братья, и должны быть похоронены одинаково. Как можно обречь душу несчастного Полиника на вечное скитание среди теней? Антигона пытается найти единомышленницу в лице сестры Исмены, но та убеждает ее, что они всего лишь слабые женщины, их дело – покориться судьбе, а Антигоне лучше выйти замуж за Гемона и заняться семьей. Она напоминает, что Антигона хоть и некрасива в сравнении с ней (Исмена вообще девушка с очень высоким мнением о своей внешности и рассудительности), но именно она привлекает к себе больше внимания своей серьезностью и меланхолией, и именно ее выбрал в невесты Гемон.
        На сцене на протяжении всего спектакля находится виселица и табурет под ней, которые очень манят к себе Антигону. Как бы она ни любила Гемона, она рвет с ним и прогоняет жениха по непонятной ему причине. А после выясняется, что Антигона этой ночью пыталась похоронить тело брата.
       Антигона полностью раскрывается в диалоге с Креоном. Сначала он пытается спасти ее от страшной казни: просит лечь в постель и притвориться больной, а со свидетелями – стражниками, охраняющими тело Полиника, он разберется сам. Креон любит Антигону как девочку, которой он еще недавно подарил первую куклу, и как невесту его сына Гемона. Он признается ей, что он не хотел быть царем и управлять людьми, но раз так было угодно высшим силам, теперь он должен держать народ в страхе, чтобы не было бунтов и политических неурядиц. Антигона видит суть вещей: царь, погрязший в законах и долге, обязан сделать то, чего он не хочет – казнить ее, а она свободна, сама себе хозяйка, и может сказать «нет» тому, что не по душе. Она по-юношески максималистична и не хочет больше жить – зачем? В чем ценность жизни? Лгать людям, продаваться, совершать подлые поступки?
Но казнь, выбранная Креоном, становится неожиданностью даже для Антигоны: ее не повесят, как она хотела, а замуруют заживо. Девушка в ужасе, совсем пала духом. И тут ей является Иисус (это сам режиссер, Алексей Доронин). Он и поясняет нам, в чем отличие между трагедией и драмой. В трагедии все обречены изначально, добровольно идут на смерть, трагедия – для истинных царей. А в драме человек борется за жизнь, даже если борьба и бесполезна. Антигона у Ж.Ануя все-таки пыталась бороться, да и действие перенесено в другую эпоху – тут уж не до трагедий, нужно обличать современное общество.
        Сложно судить, была ли Антигона сумасшедшей, неразумной юной девушкой, которая хотела похоронить брата только из собственного упрямства, или же она хотела выделиться этим поступком из общей массы? Мне кажется, последнее.
         На заднем плане находятся три ряда портретов: первый ряд – это просто безликие затылки, серая масса, толпа. Второй ряд – писатели-утописты (Замятин, Платонов и другие), третий ряд – римские императоры-тираны. Одно место в верхнем ряду пустует. После смерти портрет Антигоны поместят туда – для Бога игры людей – всего лишь ерунда, не заслуживающая внимания, она все равно не вырвалась из этой «серой массы», несмотря на все старания и героичность своего поступка. Но, однако, именно она, единственная, повернута в верхнем ряду лицом, а не затылком.

Спасибо за заказ

Ваш заказ принят в обработку. 

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Оформить заявку

О СМЕШНОМ И ВАЖНОМ
Комедия и притча

Алексей Доронин ставит для орловских театров не впервые, но особенно глубоко впечатлила зрителей героическая трагикомедия в неоклассическом стиле «Сирано де Бержерак» (12+), представленная им в конце 45­го юбилейного сезона в «Свободном пространстве».

Логично, что и в 46­м сезоне ожидания театралов только возросли, и ожидания эти, стоит отметить, оправдались. «Настоящий ревизор» оказался не просто классическим спектаклем по Гоголю, а сценической версией театра в одном действии.

– Мы сжали пьесу, но я практически уверен в том, что если зритель не перечитывал гоголевского «Ревизора» накануне похода в театр, существенной разницы он не заметит, – рассказывает Алексей. – Такой эффект достигается за счет того, что мы сохранили и основные повороты сюжета, и все главные смыслы.

Сам Гоголь назвал «Ревизора» комедией, и по сей день у многих это вызывает некоторый диссонанс, ведь смешного в сюжете, если вдуматься, мало.


– Мне кажется, это настоящая комедия, но комедия сатирическая, – продолжает Алексей Доронин. – Она, с одной стороны, о том, что спустя двести лет люди остались все теми же. С другой – это именно комедия потому, что к героям приходит возмездие, их поступки имеют закономерные последствия и зло, алчность, глупость ни в коей мере не торжествуют. Когда мы сатирически смеемся? Когда не можем ничего поделать с обстоятельствами, которые нам не нравятся, когда нам самим не под силу ничего изменить. И на мой взгляд, Гоголь дал нам замечательную концовку «Ревизора», в которой свершается справедливость, сотворить которую не под силу конкретному человеку.


С таким режиссерским подходом знакомый, вероятно, всем «Ревизор» превращается в подлинную притчу, и Алексей Доронин отмечает, что так и было задумано.

– Эта идея есть в самом оформлении спектакля, ­ поясняет он. – «Настоящий ревизор» начинается как комедия, постепенно развивается в детектив с элементами мистики и триллера, и в конечном итоге учит нас очень важным вещам. Да, быть может, не новым, но тем, о которых напоминать зрителю, как мне кажется, отчаянно важно.

Новое прочтение

Вечная классика она, конечно же, на то и классика, чтобы каждое поколение читателей и зрителей открывало ее для себя с новой стороны.


– Я очень люблю Гоголя, его, вероятно, невозможно не любить, – делится Алексей Доронин. – И все же мы не можем сегодня ставить спектакли по его произведениям так, как это делалось при жизни Николая Васильевича. В конце концов, и «Ревизора», и любое другое произведение человек может просто прочитать. Приходя в театр, зритель ждет, что ему покажут знакомую историю под новым углом, предложат ее свежее прочтение, помогут обнаружить в ней неочевидные прежде смыслы. Театр – это прежде всего про восприятие визуальное, и мы постарались сделать все, чтобы наблюдать за развитием знакомого сюжета зрителю было интересно.

«Настоящий ревизор» действительно получился необычным. Экстравагантным, насыщенным звуками, эмоциями и красками, и очень близким современному зрителю.
Не вопреки Гоголю, а в сотрудничестве с ним Алексей Доронин и артисты «Свободного пространства» тонко и вместе с тем достаточно очевидно высмеяли вечные пороки – как те, что не теряют своей актуальности через века, так и те, что особенно обостряются во времена кризисные.

Религиозная тема, затронутая в спектакле, задевает зрителя действительно сильно, и вовсе не потому, что актеры каким бы то ни было образом задевают чувства верующих.
Напротив. «Настоящий ревизор» очень хлестко напоминает современному зрителю о разнице между верой и стремлением прикрыть набожностью откровенно богопротивные дела.

Свежая трактовка Гоголя может понравиться зрителю или нет, это дело исключительно вкуса и правильного ответа тут быть по определению не может. Однако «Ревизор» в прочтении Алексея Доронина и «Свободного пространства» однозначно стоит внимания и заслуживает того, чтобы оценить постановку лично. «Настоящий ревизор» поразительно откровенно напоминает о том, насколько смешон человек, уверенный, что любые поступки сойдут ему с рук, и насколько нелепо выглядит тот, кто уверен, что его достаточно очевидная хитрость и манипуляция незаметны окружающим.

Анастасия Извекова