В. КРАСНОГОРОВ
"ДОЖИТЬ ДО ПОСЛЕЗАВТРА"

ГОРОДСКАЯ ПОЭМА О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПО МОТИВАМ НОВЕЛЛ ВАЛЕНТИНА КРАСНОГОРОВА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ - А.В. ДОРОНИН


МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР НОВОЙ КУЛЬТУРЫ "МИР ИСКУССТВ" НА БАЗЕ АКТЁРСКОЙ ШКОЛЫ
"NAVI SCHOOL"

2018

doronin.dram@yandex.ru
ОРЕЛ. Любовь и крест
Выпуск №6-216/2019, В России

ОРЕЛ. Любовь и крест Академический театр им. И.С. Тургенева открыл 204-й       сезон спектаклем «Дубровский», который поставил   молодой московский режиссер Алексей Доронин.                Неоконченный роман Александра Сергеевича Пушкина - так обозначен спектакль в афише. Доронин сам написал инсценировку знаменитого романа, сам же занимался художественным оформлением спектакля. Почему неоконченный? Постановщик говорит, что оставляет финал романа открытым, как бы незавершенным. Зритель сам для себя определяет, по какой линии пойдут герои дальше, после известных событий.
              С самого начала спектакля зритель погружается в мрачную атмосферу крепостного мира. По темной сцене стелется дым, звучит напряженная музыка. Тихой поступью, с отрешенными лицами по сцене движется караван крепостных девушек-горничных в темных одеждах и серых передниках. На них периодически покрикивает ключница с плеткой в руках (Татьяна Попова). Полное ощущение, что ты находишься на территории тюремной зоны. А ведь для крепостных крестьян - это и есть тюрьма! Тяжелой громадой возвышаются стены крепостного двора. Отличная находка режиссера - эта декорация-трансформер. В огромном, деревянном, казалось бы едином щите, то открываются окошки, то распахиваются двери. Сквозь узкие щели крепостной стены зловещим, красным пламенем эффектно мерцают огненные языки в картине пожара. Важные сцены (суд, метания потрясенного обманом старшего Дубровского, монолог молодого Дубровского) проходят на мостике между щитами, которые в определенные моменты разъезжаются. Холодные каменные фигуры медведя и гончей собаки по краям сцены дополняют картину барского двора с псарней и танцами медведей.
            В густом облаке дыма, как будто из адова чрева, появляется на сцене Кирилл Петрович Троекуров (Павел Легкобит). Он даже не выходит, его выкатывает дворня на своеобразном троне-пьедестале. Прекрасная актерская работа, которой Павел Иванович отметил свое 40-летие служения театру! Его лицо цинично, надменно и мертво. Мертво для малейшего проявления человечности и любви. С демоническим смехом он срывает с шеи своего старого друга помещика Андрея Дубровского (Михаил Корнилов) нательный крест. Очень важная деталь, потому что этот маленький крестик пройдет красной нитью через весь спектакль, станет его духовной доминантой. Молодой Дубровский (Павел Клячин), претворяя в жизнь свой страшный план мести за смерть отца, вернет крестик. А в финале он как бы трансформируется в огромный тяжелый крест - точно такой, какой нес на Голгофу Иисус Христос. Нести свой крест и молодому Дубровскому...
            Интересен персонаж, который есть в романе Пушкина, но в спектакле он обретает совершенно другое предназначение: это господин Дефорж (Михаил Лысанов). В высоком котелке, с выбеленным лицом, с тростью в руках он появляется на сцене в самые кульминационные моменты. Это некий образ судьбы. Он будет кружить на руках Машу (Наталья Ткаченко), которая не знает, как ей поступить, и осознает фатальность своей любви к Дубровскому.
             Отдельной темой звучит тема взяточничества, сутяжничества, обмана. Ярким воплощением этих отвратительным явлений и прошлого, и настоящего времени стал заседатель Шабашкин (Николай Чупров). Он с омерзительным подобострастием трясется перед Троекуровым, исполняя все его гадкие замыслы. Окружение Троекурова тоже насквозь продажно и гнило. Очень выпуклым получился образ лакея Тимошки (Сергей Евдокимов). Цинично жуя крепкие яблоки, он как машина исполняет приказания своего барина. Напряженной и страшной вышла сцена разговора Маши с Дубровским перед ее венчанием с князем Верейским (Сергей Аксиненко). Маша заключена в настоящую железную клетку, как птица, она бьется сквозь ее прутья, пытаясь соединиться с любимым.
            Спектакль «Дубровский» - для думающего, мыслящего зрителя. Над ним можно размышлять еще не один день, он заставляет переосмыслить многие вещи.
           После первого показа труппу театра и зрителей с премьерой и открытием театрального сезона поздравили и. о. губернатора области Вадим Соколов, заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов Михаил Вдовин, глава администрации Орла Александр Муромский. От лица главы региона Андрея Клычкова к ценителям творчества обратился Вадим Соколов.
           «Не случайно год 200-летия Тургенева театр, носящий его имя, начинает с постановки произведения Александра Пушкина, - подчеркнул глава региона. - Это символизирует то, что гениальность русской классики актуальна всегда. Сегодня в том, что написано века назад, мы находим очень важные, нужные для себя вещи». Вадим Соколов также отметил, что текущий год является юбилейным для председателя Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ Павла Легкобита, пожелав актеру новых успехов. Директор академического театра Елена Казакова поблагодарила публику за верность искусству. Артистов и сотрудников театра отметили почетными грамотами Орловского областного Совета народных депутатов, управления культуры и архивного дела Орловской области.

Фото Олеси СУРОВЫХ
Мищенко Марьяна
Фотогалерея

"Уповаем на Дубровского..."
Автор: Ольга Сударикова, фото Олеси Суровых
     Искусс
тво, как и история, во многом развивается по спирали. На его замысловатых завитках, удаленных друг от друга хоть на десятки, хоть на сотни лет, все те же темы: любовь и ненависть, героизм и предательство. Во многом это залог бессмертия классики, понятной и мудрой сквозь века, а еще – свойство, делающее возможной эволюцию человека без потери столь мешающих нам порой «атавизмов» в виде совести, чести, взаимоуважения. Меж тем творческий вихрь, кружащий хрестоматийных героев и бессмертные сюжеты, с великим удовольствием меняет порой и без того непредсказуемую траекторию своего движения. Одно из таких «отклонений» современного искусства – тяга к скрупулезному исследованию, препарированию всякого рода аномалий с нравственным знаком минус. Есть что-то в этом от детской забавы: преодолевая боль, вскрывать зажившие раны, глядя, как оттуда течет кровь. Как знать, возможно, это тот самый вектор искусства, который актуален, необходим здесь и сейчас.


Слишком много дыма из-за всего…

       По крайней мере, молодой московский режиссер Алексей Доронин в этом уверен. В Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева он поставил спектакль «Дубровский» (по произведению Александра Пушкина), который открыл новый, 204-й сезон.
       На операционном столе Алексея Доронина оказалась пусть мелкопоместная, но безграничная на отдельно взятой территории власть, дикая барщина, которой он перемыл все косточки, разобрал все скрипящие суставчики, сделал переливание крови, «просветил» творческим рентгеном мозг и путем хирургического вмешательства убедился в отсутствии в данном организме сердца.
Отталкиваясь от Пушкина, режиссер весьма смело смещает акценты, делает творческие эксперименты, порой переходя в плоскость видения Достоевского, а иной раз и в кафкианскую «жуть». Даже на афише с названием спектакля вместо юного, горького, романтичного Дубровского – помещик Кирила Петрович Троекуров (заслуженный артист России Павел Легкобит) со взглядом властным, жестоким, холодным… Пожалуй, эти три определения вполне характеризуют его отношение к людям всех мастей и калибров, а также характер постановки.
       Именно атмосфера – главное действующее лицо спектакля.
       Нерассеивающийся низкий густой туман – не то кладбищенской, не то какой-то отравляюще-химической природы. Нескончаемая, резкая, грубая, страшная, давящая музыка вперемешку с собачим лаем. Тяжесть и пугающая однозначность во всем: деревянная стена, размыкающая пасть большими и маленькими дверными проемами, железный мост вдали, чернота, пустота… Режиссер и художник Доронин ловит и удерживает настроение, которое просачивается во все щели пространства души и остается в ней на протяжении всего спектакля. Иногда бывает просто невмоготу от бесконечных драк, угроз, сцен насилия, выстрелов, символизирующих новую смерть, лязга острых ножей и затачиваемых кос, тяжелых слов и звуков. Светлым картинам места нет по определению. Все покрыла копоть троекуровщины.
        У Кирилы Петровича не дворня – псарня, заточенная, словно между Сциллой и Харибдой, между разъяренным медведем и вездесущей гончей, между гневом и вседозволенностью гос-подина. Все повязаны властью, но находятся по разные стороны барьера. Оттого, очевидно, особое внимание уделяется даже не построению линии центральных персонажей, а выверенной ансамблевой игре актеров. Персонажи все вместе словно фон страшной и невозможной картины падения, растления, унижения.

Математика души
        Режиссер опускает все привычное, все человечное и многое пушкинское…
Хоровод его дворовых девок больше напоминает вереницу монахинь, толпу наложниц, невинных дев, обреченных на жестокую расправу. От привычных «Калинки-малинки», Арины Родионовны, дружных хороводов, вечерних посиделок с песнями и прибаутками остался лишь механистически бездушный взмах белыми платками.
Становится не по себе… Ощущение разжигает какая-то беспристрастность манеры Троекурова, его уверенная привычка. Герой Павла Легкобита привычно элегантен, привычно подтянут, привычно неуступчив, привычно коварен. Будто на протяжении целых веков он лишь казнит и не милует, выбирает жертв и забавляется с ними на разные лады. Все равно, будет ли среди низвергнутых последняя чернавка или практически ровня – помещик Андрей Гаврилович Дубровский (заслуженный артист России Михаил Корнилов).
Есть определенная уверенность в каждом жесте и взгляде барина: так было и будет всегда. Как говорит мудрая, нежная, исстрадавшаяся за свою долгую жизнь няня Егоровна (заслуженная артистка России Татьяна Симоненко), страх и трепет сменит суета сует…
Многие перемололи себя в муку. В свите спектакля хватает героев, готовых служить, прислуживаться и даже пресмыкаться ради выгоды и спокойствия. Все предавший, кроме кошелька и удовольствия, заседатель Шабашкин (заслуженный артист России Николай Чупров), одним движением руки поставивший русского мишку на колени князь Верейский (Сергей Аксиненко), ненасытный и трусливый Спицын (Павел Сыромятников), ослепленный чужой и своей властью жестокий и безнаказанный лакей Тимошка (Сергей Евдокимов). У них общий знаменатель – власть, у остальных – лишь страх.
      Ни луча света в темном царстве. Зато злой дух или злой рок является весьма отчетливо – это таинственный некто (Михаил Лысанов), мерно прохаживающийся по сцене, наблюдающий за всеми, незримо присутствующий, посылающий счастливый случай…

По ту сторону
       Вполне понятно, что старший Дубровский неминуемо погибает, проигрывает, на всех фронтах уступая «лютому зверю». Владимир Дубровский пытается защитить отца, укрыть его от лавины волнений, но тщетно… Пришел черед нового поколения давать бой жизни. Разбойник поневоле без антуража романтики, Дубровский растерян, обижен и в какой-то мере сломлен. Не идет на авантюру, бессмысленный подвиг, терзаемый жаждой мщения, а, скорее, попадает в ловушку судьбы, инкогнито определившись в дом Троекурова и влюбившись в Машу (Наталья Ткаченко).
       Подразумевая за своими плечами «банду», Владимир всегда и во всем один, несмотря на абстрактную поддержку своих крепостных разбойничков. Не Робин Гуд, не Чайльд-Гарольд…
Дубровский ведь тоже разбойник, похититель, поджигатель, в кармане которого припрятан пистолет. Благородство, по большому счету, пробуждает лишь нежданная любовь к Маше. Но и она как-то внезапно вспыхивает исключительно «со слов», подкрепляясь долгими гипнотическими взглядами. В возможность этого чувства здесь слабо верится.
Наталья Ткаченко в первом действии эмоционально «оберегает» свою Марью Кирилловну (пара троекратных поцелуев с батюшкой да смиренное удаление по своим скромным делам), для того чтобы показать раненую птицу во втором. Клетка отцовского гнета материализуется в железную. Душу еще крепче сковывают обручи неистовой горечи.
        Но не в страданиях раскрылась Маша – в своей неотступности вынужденной клятве, в мольбе не творить зла во имя ее. Именно этот призыв делает безоружным, бессильным Дубровского. Девушка единственная, кто осмеливается ставить ультиматум Троекурову. А ведь она в равном со всеми положении. Рабы рабу встречают, одевают в венчальный саван, оплакивают… Кукла переходит из одних рук в другие.

Один против всех
       Не совсем герой, совсем не победитель, далеко не счастливый влюбленный. Кто же этот Дубровский? Постановщик не спешит раскрывать тайну. Время придет, все встанет на свои места.
       Алексей Доронин упорно развивает не столько характеры, сколько аллегории и метафоры. Один из образов, который вырастает до невероятных размеров, – крест. Насколько он не нов в искусстве, настолько всегда иллюстративен. Крест в руках Троекурова – как маленький сияющий шанс на очищение, прощение, пробуждение совести, когда еще не все потеряно. Решительный отказ от него – абсолютное отречение от раскаяния. Крест в руках Владимира – клятва не забыть и отомстить, остаться верным себе. На остальных же креста нет…
        В конце спектакля крест поставлен. Дубровский является мучеником, жертвенником, едва ли не Иисусом Христом, за которым идут униженные и завороженные. В их числе, словно воскресший, Дубровский-отец и еще будто не материализованный юный дух будущих поколений – ребенок. Каким будет крест человека, решает судьба, как «нести» его – сами люди. Выбор каждого – смириться или бороться: с троекуровщиной, несправедливостью, упадничеством, разочарованностью…
Если действо началось с удара хлыста, возможно ли, что в конце навеки разожмется крепкая рука, сжимающая его рукоятку… Павший тиран не означает гибели всей империи зла. Но хорошо, когда есть кому искренне петь славу.
        Хотя Дубровский в спектакле не исчезает бесследно, как у Пушкина, и у Троекурова «конец» иной, финальную и единственную светлую сцену в постановке в общем антураже решительно оптимистической тоже назвать нельзя. Не хватает единого глотка воздуха, чтобы прогнать из головы многовековой дурман. И даже как-то радует неоконченность романа Пушкина, рождающая возможности для развития событий.
         За неоднозначность надежды благодарность, как ни странно, Троекурову. Точнее, Павлу Легкобиту. Актер даже самые трагичные сцены словно наполняет потаенным смыслом. Глядя на зверства и жестокость, думаешь не о низости человеческой природы, а о святой необходимости разжечь и превознести в себе совесть.

"ДУБРОВСКИЙ"
АВТОР: НАТАЛЬЯ СТАРОСЕЛЬСКАЯ
       Хозяева «Русской классики», Театр им. И.С. Тургенева, покорили орловчан и гостей сильным, непривычным во многом спектаклем «Дубровский» по А.С. Пушкину, изобретательно и психологически точно поставленным и оформленным Алексеем Дорониным (пластика Владимира Торгашова, балетмейстер Лариса Бухвостова).

      


       Режиссер прочитал роман Пушкина, определив жанр как «неоконченный роман любви и ненависти», не просто как историю благородного романтического разбойника, наследника Робин Гуда, а как жестокую летопись прошлого, не ушедшую из настоящего. 
       Алексей Доронин воспринял и воссоздал Пушкина через мысль Достоевского, высказанную на открытии памятника поэту в Москве и произведшую глубочайшее потрясение в обществе: мысль о мировом переустройстве, неразрывно связанном с переустройством каждой отдельно взятой личности. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович писал: «Прежде чем проповедовать людям: «как им быть», покажите это на себе, и все за вами пойдут. Что тут утопического, что тут невозможного - не понимаю!» Нам довелось понять это значительно позже - «тайна первого шага», кроющаяся по Достоевскому в «самообладании и самоодолении» никогда не завладевает миром в целом. Она должна осознаться каждым, особенно - теми, кто властвует над умами и душами людей. И потому в финале этого завораживающего беспросветной темнотой спектакля Владимир Дубровский уходит в тьму, взвалив на плечи огромный голгофский крест...

   Выразительная сценография спектакля, состоящая из глухой стены, в которой на время открываются то дверь, то окна, то ворота, расположена между двумя крупными фигурами - медведя и собаки. Это невольно заставляет вспомнить о том, что есть ночью час между волком и собакой - час, когда свершаются преступления, роятся в голове самые черные мысли. Здесь же вместо волка - медведь, зверь более мощный, способный и на дрессировку, и на добродушие, сластена, но страшный во гневе. Таковым предстает Кирила Петрович Троекуров, сыгранный Павлом Легкобитом настолько сильно и страшно, что дух захватывает. Он постоянно носит при себе крестик, словно заранее оправдывая все свои деяния. Его жестокость, мстительность, сладострастие вызывают какое-то оцепенение и под стать ему в блистательном, масштабном исполнении Николая Чупрова Шабашкин. Подлинным благородством наполнен старший Дубровский (Михаил Корнилов), выразителен актерский ансамбль женщин, обитающих в доме Троекурова, крепостные мужики и бабы Дубровских - каждая из бессловесных ролей дышит естественностью, драматической наполненностью и... ужасом происходящего.

        И в финале невольно вспоминаются слова Александра Ивановича Герцена: «Подорванный порохом весь мир буржуазный, когда уляжется дым и расчистятся развалины, снова начнет с разными изменениями какой-нибудь буржуазный мир. Потому что он внутри не кончен и потому еще, что ни мир построяющий, ни новая организация не настолько готовы, чтобы пополниться, осуществляясь... Пусть каждый добросовестный человек сам себя спросит, готов ли он... И пусть, если он лично доволен собой, пусть скажет, готова ли та среда, которая по положению должна первая ринуться в дело».Спектакль Алексея Доронина - не о любви Владимира Дубровского к Маше Троекуровой, не о Робин Гуде в русском измерении. Он - о темных инстинктах, к коим принадлежит и месть, потому что, будучи даже самой справедливой по замыслу, она разрушает человеческую душу. Непоправимо... И, подобно Владимиру Дубровскому, крест каждому в отдельности и обществу в целом предстоит нести, скорее всего, вечно...