А.С.ГРИБОЕДОВ
«ГОРЕ ОТ УМА ?»
ДРАМА БЕЗ ГЕРОЯ В 2-Х ДЕЙСТВИЯХ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ-
А. ДОРОНИН, Л. ДОРОНИНА
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ-
А. ДОРОНИН


ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
"СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО"

2024
"МЕНЬШЕ СЛОВ, БОЛЬШЕ ДЕЛА"
Автор: Анжела Сазонова

"Принято считать Чацкого героем - героем-западником, героем-либералом, который в разные времена вызывал некоторую симпатию. Но время меняется, и захотелось рассмотреть этого персонажа в другом ключе... Герой, на мой взгляд, это тот, кто говорит и отвечает за свои слова, то есть его действия соответствуют словам. А в случае с Чацким… Он лишь говорит, обличает, не предлагая ничего взамен"

"НЕОЖИДАННЫЙ ГРИБОЕДОВ"
Автор: Анастасия Извекова

Режиссерский почерк Алексея Доронина весьма узнаваем, и в новом спектакле он прослеживается тоже.
«Горе от ума?» вышел очень стильным и, как принято говорить, атмосферным – зритель с первых минут переносится из Орла в заснеженную Москву 1822 года.


"ГОРЕ ОТ УМА?"



doronin.dram@yandex.ru
Выберите подходящий курс
Food-съемка (20 часов)
Wedding-съемка (24 часа)
Fashion-съемка (18 часов)
Lifestyle-съемка (18 часов)
Какой тип занятий вам подходит?
Из какого вы города?
Как вас зовут?
Контактные данные
Ваша почта
Отправка формы
Подтвердите, что вы не робот
или нажмите Enter
Обзор московских спектаклей по пьесам Жана Ануя.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН·21 ДЕКАБРЯ 2017 Г.


        «Антигона» (Театр 'Студия.project' на сцене Центра Высоцкого на Таганке, реж. Алексей Доронин)
Пьесу Ануя «Антигона» впервые я прочел лет двадцать назад, с тех пор неоднократно перечитывал и всегда она мне казалась, если так можно выразиться, очень минорной. Хорошая девушка Антигона нарушает царский указ, запрещающий предавать земле тело ее старшего брата – врага народа. Хороший царь Креон тщетно отговаривает свою племянницу от завершения начатого, ведь если Антигоной правит Чувство, то он полностью во власти Закона, им же самим установленного и нерушимого и, в случае непослушания, он будет вынужден Антигону казнить. Все очень печально, красиво и неторопливо. И какой же неожиданностью для меня стал громкий и яростный спектакль Алексея Доронина, заставивший усомниться: «А вообще, правильно ли я пьесу читал, не видя там такого накала страстей?».
        Персонажи пьесы словно причесаны под одну гребенку: одинаковые шинели, одинаковые сапоги, все ходят строем, по-военному печатая шаг и размахивая красными книжечками (то ли партбилетами, то ли сводом законов) – страна победившего тоталитаризма. И бунт Антигоны здесь выглядит уже не бунтом против бесчеловечного закона, а восстанием против государства вообще. Первое, что сделает, появившись на сцене, эта девушка – с криком «Я хочу свободы!» сбросит шинель с сапогами. И ее стремление под страхом смерти похоронить тело брата выглядит не делом чести, а предлогом, чтобы сбежать из этой жуткой прозомбированной страны, пусть даже ценою жизни. А остальные персонажи станут изо всех сил отговаривать ее от самоубийственного замысла, но уговоры их больше похожи на вербовку или промывание мозга. Кормилица, в пьесе простая ворчливая нянюшка, здесь больше похожа на тюремную надзирательницу с кнутом; Исмене, старшей сестре Антигоны, напуганной перспективой оказаться сестрой врага народа, разве что не хватает красной косынки, чтобы окончательно стать похожей на военную комиссаршу. Их уговоры звучат как патриотические лозунги, глаза горят преданностью правительству, книжечки в руках пылают алым цветом – эти люди живут в рабстве, но слепо верят в то, что лучшей жизни быть не может. Все говорится с оглядкой, ведь и у стен есть уши, а Большой Брат, то есть, царь Креон, уже не такой мудрый и добрый царь из пьесы, следит за тобой. Солдатская шинель уже давно не только на их телах, но и в их головах; когда Антигона, в надежде открыть близким глаза на окружающий кошмар, пытается сорвать шинели с их тел, они начинают в истерике натягивать их обратно. Только царевич Гемон рискнет раздеться сам ради возлюбленной, но тут же наденет шинель снова, почувствовав себя неуютно.

        В спектакле неожиданный финал – не только Антигона, но и деспотичный Креон оказываются пешками в игре того, кто в пьесе назван Хором, а в спектакле появится как Автор-демиург (режиссер Алексей Доронин), скуки ради играющий судьбами людей.
        Одновременно смешная и страшная, «Антигона» хороша всем: стильной сценографией, сумасшедшим музыкальным оформлением и отличной игрой всего без исключения актерского состава. Must see.



«Антигона», Театр "Студия. Project", 22.10.2018

     Минувшая неделя прошла под знаком одного из моих любимых негосударственных театров – Театра «Студия. Project». В понедельник я побывала на «Антигоне», поставленной, внимание, не по трагедии Софокла, а по пьесе Жана Ануя. Имя Жана Ануя мне знакомо по пьесе «Жаворонок» про Жанну д ‘Арк. Возвращаясь к «Антигоне», стоит отметить, что жанр произведения стал иным – он заявлен не как трагедия, а как сатирическая драма. Это важный момент, и в дальнейшем различие нам подробно объяснят.  
       Краткая предыстория: Речь пойдет о потомках знаменитого царя Эдипа (того самого, который стал царем, отгадав загадку Сфинкса, убил отца и женился на собственной матери). От этого брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник , и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип, узнав всю правду о совершенных поступках, отрёкся от власти и удалился в изгнание, править должны были поочередно в течение года Этеокл и Полиник под надзором старого Креона, советника Эдипа. Но старший, Этеокл, отказался передать власть Полинику, а тот собрал на чужой стороне большое войско и пошёл на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошёлся с братом, и оба погибли. Новый царь, Креон, повелел похоронить Этеокла со всеми почестями, а мятежного Полиника оставить незахороненным на растерзание собакам и шакалам. Каждый, кто попробует захоронить его, будет осужден на смертную казнь. А далее мы и подходим к сюжету «Антигоны».
       При прочтении пьесы у меня сложилось впечатление, что действие из древней Греции перенесено в XX век: на это недвусмысленно намекали книги, кабинеты, сигары… В постановке Театра "Студия. Project" мы попадаем в некую страну с тоталитарным режимом сродни нацистской Германии: все герои одеты в военные шинели и сапоги, кроме Антигоны (только в самом начале), которая даже в этом отличается от основной массы.
        Знаете, есть люди, которые всегда идут против системы? Или которые рождены, чтобы трагически умереть? Юная Антигона (Алина Туравинина) соединила в себе оба этих качества. Девушка искренне не понимает, в чем разница между Этеоклом и Полиником: ведь оба они – ее братья, и должны быть похоронены одинаково. Как можно обречь душу несчастного Полиника на вечное скитание среди теней? Антигона пытается найти единомышленницу в лице сестры Исмены, но та убеждает ее, что они всего лишь слабые женщины, их дело – покориться судьбе, а Антигоне лучше выйти замуж за Гемона и заняться семьей. Она напоминает, что Антигона хоть и некрасива в сравнении с ней (Исмена вообще девушка с очень высоким мнением о своей внешности и рассудительности), но именно она привлекает к себе больше внимания своей серьезностью и меланхолией, и именно ее выбрал в невесты Гемон.
        На сцене на протяжении всего спектакля находится виселица и табурет под ней, которые очень манят к себе Антигону. Как бы она ни любила Гемона, она рвет с ним и прогоняет жениха по непонятной ему причине. А после выясняется, что Антигона этой ночью пыталась похоронить тело брата.
       Антигона полностью раскрывается в диалоге с Креоном. Сначала он пытается спасти ее от страшной казни: просит лечь в постель и притвориться больной, а со свидетелями – стражниками, охраняющими тело Полиника, он разберется сам. Креон любит Антигону как девочку, которой он еще недавно подарил первую куклу, и как невесту его сына Гемона. Он признается ей, что он не хотел быть царем и управлять людьми, но раз так было угодно высшим силам, теперь он должен держать народ в страхе, чтобы не было бунтов и политических неурядиц. Антигона видит суть вещей: царь, погрязший в законах и долге, обязан сделать то, чего он не хочет – казнить ее, а она свободна, сама себе хозяйка, и может сказать «нет» тому, что не по душе. Она по-юношески максималистична и не хочет больше жить – зачем? В чем ценность жизни? Лгать людям, продаваться, совершать подлые поступки?
Но казнь, выбранная Креоном, становится неожиданностью даже для Антигоны: ее не повесят, как она хотела, а замуруют заживо. Девушка в ужасе, совсем пала духом. И тут ей является Иисус (это сам режиссер, Алексей Доронин). Он и поясняет нам, в чем отличие между трагедией и драмой. В трагедии все обречены изначально, добровольно идут на смерть, трагедия – для истинных царей. А в драме человек борется за жизнь, даже если борьба и бесполезна. Антигона у Ж.Ануя все-таки пыталась бороться, да и действие перенесено в другую эпоху – тут уж не до трагедий, нужно обличать современное общество.
        Сложно судить, была ли Антигона сумасшедшей, неразумной юной девушкой, которая хотела похоронить брата только из собственного упрямства, или же она хотела выделиться этим поступком из общей массы? Мне кажется, последнее.
         На заднем плане находятся три ряда портретов: первый ряд – это просто безликие затылки, серая масса, толпа. Второй ряд – писатели-утописты (Замятин, Платонов и другие), третий ряд – римские императоры-тираны. Одно место в верхнем ряду пустует. После смерти портрет Антигоны поместят туда – для Бога игры людей – всего лишь ерунда, не заслуживающая внимания, она все равно не вырвалась из этой «серой массы», несмотря на все старания и героичность своего поступка. Но, однако, именно она, единственная, повернута в верхнем ряду лицом, а не затылком.

Спасибо за заказ

Ваш заказ принят в обработку. 

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Оформить заявку

В ОРЛЕ В ТЕАТРЕ «СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ГОРЕ ОТ УМА?» В ПОСТАНОВКЕ АЛЕКСЕЯ ДОРОНИНА
Именно так - с вопросительным знаком и в жанре «драма без героя в 2-х действиях».

Почему без героя?

На этот вопрос Алексей Доронин отвечает так: «Принято считать Чацкого героем - героем-западником, героем-либералом, который в разные времена вызывал некоторую симпатию. Но время меняется, и захотелось рассмотреть этого персонажа в другом ключе, с точки зрения психологии. Герой, на мой взгляд, это тот, кто говорит и отвечает за свои слова, то есть его действия соответствуют словам. А в случае с Чацким… Он лишь говорит, обличает, не предлагая ничего взамен».


А что предлагает режиссёр? Девиз спектакля зрителю открывает латинская фраза вверху декорации, её перевод таков: «Меньше слов, больше дела». И своего Чацкого (Валентин Тюрин) режиссёр объединяет с Репетиловым (Андрей Григорьев), делая двойником главного героя. Репетилов Грибоедова - второстепенный персонаж, появляющийся уже в последней части произведения. Фамилия, как это водится у автора, говорящая: «репит» - значит «повторять», и говорун Репетилов говорит без умолку, судит обо всём, мало вникая в суть. Здесь же он появляется ещё раньше Чацкого и демонически нашёптывает ему колкие фразы на протяжении всего спектакля.


Кто-то, возможно, скажет: какой интересный ход! А кто-то не согласится с режиссёрской трактовкой, понижающей Чацкого до Репетилова, потому что в уста Чацкого умный и талантливый Грибоедов вложил правильные мысли, и спорить с этим по меньшей мере глупо. Да, крепостное право сегодня не актуально, но типажей, очень напоминающих грибоедовское общество, и сейчас много. В советские времена героев комедии нам подавали весьма карикатурно. В спек­такле их облагородили - они стали более объёмными и живыми. Фамусов в исполнении Сергея Козлова не сластолюбивый, жирный старикашка, а
прежде всего представитель серьёзной государственной системы, переживающий за будущее дочери Софьи (Эльвира Узянбаева) отец. И полковник Скалозуб (Станислав Иванов) не такой уж идиот. А Княгиня М.А. (Мария Козлова) - человек с душой, свою Арапку-девку (Оксана Иконникова) любит и жалеет, а не просто относится к ней как к собачонке. А вот Чацкий доводит бедную африканку до слёз, дразня её, отняв игрушку.


Да, возможно, сейчас, во времена вездесущей практической психологии мы назвали бы Александра Андреевича Чацкого токсичным - все признаки налицо. Будь он частью системы, как Молчалин (Максим Громов), было бы проще, но он посмел свои суждения иметь, и даже больше - озвучить их. Да, до дела не дошло. Но озвучить проблему - значит уже наполовину её решить. Правда, порой решения затягиваются - то, что крепостное право пора отменять, говорили ещё декабристы, а отменили его почти через сорок лет…
Смотря спектакль, задаёшь себе вопрос: а умён ли Чацкий? Вроде бы любит Софью, постоянно вспоминает её ребёнком… Тут хочется сказать, что главных героев в детстве сыграли театральные дети: Софью в детстве очаровательно представила София Нарышкина, а Чацкого - Тихон Григорьев… 


И вот, казалось бы, любя Софью, цепляясь за неё как за соломинку, потому что ничто и никто уже душу не греет, Чацкий ядовито подтрунивает над симпатичным ей Молчалиным, ненавидит Фамусова и весь душный свет. В связи с этим вспоминается мысль одного красноречивого политика, сказавшего в своё время: «Кто в молодости не был революционером - у того нет сердца, а кто с возрастом не стал консерватором - у того нет ума». Может, и правда, не умно сражаться с системой: слабых она ломает, сильных - объявляет сумасшедшими. Однако легко быть добрым, белым и пушистым, когда тебя всё устраивает. А если нет? А если после раздумий открывшиеся истины не дают покоя? Во многой мудрости много печали, как говорится… Печали, но не злости, а Чацкий довольно зол. Может, в этом его главная беда?..

Говорят, написав «Горе от ума», Александр Грибоедов свёл счёты с определёнными людьми. И хотя жанр обозначен как комедия, получилась вполне злая сатира.
- Это - гигантская эпиграмма на известных и узнаваемых людей того времени, - говорит режиссёр про «Горе от ума». - И эта вещь в своё время разошлась так же, как сказ «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова: все всё узнавали и понимали.
В конце спектакля Чацкого заключают в стеклянную витрину с табличкой «Экспонат руками не трогать». Это своего рода метафора того, что время его прошло - теперь он законсервированное в музее прошлое. Однако разошедшееся на цитаты «Горе от ума» по-прежнему восхищает и вызывает интерес как у театральной публики, так и у читателей. 


Автор: Анжела Сазонова


Театр «Свободное пространство» 
завершил свой 47-й сезон.

Свежее прочтение

Яркий, насыщенный, с успехом состоявшийся сразу на трех сценических площадках, – большой, малой и летней, – сезон театр, конечно же, закрыл премьерой. Зрители увидели «Горе от ума?» (12+) в постановке Алексея Доронина.


Столичный режиссер хорошо известен орловцам. В частности, в «Свободном пространстве» он успел поставить полюбившиеся зрителям спектакли «Сирано де Бержерак» (16+) и «Настоящий ревизор» (16+).


«Горе от ума?» Алексей Доронин назвал «драмой без героя».


– Несмотря на то, что в свое время Грибоедов буквально пестовал Чацкого,
этот герой был своего рода свежим ветром для общества, сегодня мы видим, что он не так уж и актуален. «Это герой не нашего времени», —говорит режиссер. – «Кому-­то это может показаться удивительным, быть может, даже возмутит, но именно поэтому у нас «драма без героя».


«Горе от ума» Грибоедова незабвенная вечная классика, это школьная программа. С девятнадцатого века и по сей день она была поставлена неоднократно, возможно, даже в каждом театре страны. Однако театр обязательно должен обращаться к классике, ведь именно в ней всегда найдутся те самые непреложные истины, что важны всякому поколению. При этом, если театр ставит что бы то ни было без оглядки на потребности, тревоги и вопросы сегодняшнего дня, этот театр становится бутафорским.

Мы постарались сделать «Горе от ума?» именно таким – отвечающей самым актуальным запросам классикой, но при этом постарались посмотреть на знакомых героев под чуть другим углом, открыть их для себя с новой стороны.

Неожиданный Грибоедов


Режиссерский почерк Алексея Доронина весьма узнаваем, и в новом спектакле он прослеживается тоже.


«Горе от ума?» вышел очень стильным и, как принято говорить, атмосферным – зритель с первых минут переносится из Орла в заснеженную Москву 1822 года.


Как и в прочих спектаклях, поставленных Дорониным, в «Горе от ума?» крайне любопытно отслеживать детали, находить аллегории, усиливающие эффект, производимый увиденным.


– Классика, безусловно, тем и хороша, что ее несложно найти и просто прочитать. У классики всегда множество экранизаций. Однако театр – это тот вид искусства, в котором нельзя просто смотреть, – делится Алексей Доронин. – Проживая свою роль, вкладывая в нее частицу себя, актер усиливает задумку автора и, как следствие, приглашает зрителя в буквальном смысле пережить увиденное.


И правда, через призму режиссерского видения и качественной актерской работы грибоедовское «Горе от ума» воспринимается совершенно по­новому. Авторы спектакля сумели сделать его объемным, очень стильным, многогранным и бесконечно индивидуальным.


Пусть даже Чацкий и не стал «героем», пусть для режиссера и зрителей он остался непонятным и лишним человеком, вопросы, поднятые Алексеем Дорониным в постановке, интересны и в любые времена располагают к дискуссии.


Так, зритель может видеть, насколько тонко режиссер обсуждает с ним наличие у каждого человека внутреннего «Я». Быть может, чуть более саркастичного, чем нужно, или вынуждающего нас быть слабее и любопытнее, чем должно. Однако тот самый внутренний голос, тот опыт, что мы приобретаем в жизни, неизменно влияют на каждый наш поступок, на каждое слово.


Чацкий, каким он предстает перед зрителем в новом спектакле, может показаться подлинным воплощением подросткового бунта и борьбы за свою индивидуальность, либо же единственным разумным человеком в толпе живущих по придуманным не ими сценариям людей. Или же он может предстать тем самым лишним, чье присутствие заставляет остальных смущаться и чувствовать себя не в своей тарелке.


Каждый зритель, вероятно, увидит его по­своему, благо, режиссер и актеры театра оставили ему такую возможность. Совершенно точно можно сказать одно: посмотреть «Горе от ума?» стоит ради ярких и по­настоящему свежих впечатлений. Ставя на сцене «Свободного пространства» классику из школьной программы, Алексей Доронин намеренно или нет, но создал целую отдельную вселенную, украшенную собственными цветами, пластикой и музыкой.


Автор: Анастасия Извекова