30.12.2020
Конец года выдался для Брянского театра драмы им. А.К. Толстого насыщенным на премьеры. 23 декабря служители Мельпомены подарили брянскому зрителю спектакль «Прощаясь не навсегда», которому, видимо, суждено стать знаковым по целому ряду причин.
Сам выбор материала, который творчески переработал молодой режиссер, а точнее, как гласит афиша, автор спектакля Алексей Доронин, весьма интересен. Бунинские «Темные аллеи» - это своеобразное ожерелье, где на нитку любви надеты жемчужины человеческих судеб.
Жанр произведения - сборник рассказов. Над «Тёмными аллеями» Бунин работал в эмиграции с 1937 по 1944 годы. Многие из них были написаны во время Второй мировой войны на юге Франции в городе Грасе, в очень стеснённых условиях. Позже, в 1953 году, добавив к своему сборнику еще два рассказа. При этом обладатель Нобелевской премии по литературе, автор «Окаянных дней» и «Жизни Арсеньева» считал именно «Тёмные аллеи» своим лучшим произведением.
Но вот формат небольших дробных произведений, написанных потрясающим языком, полным эмоций и живописности, достаточно сложен для постановки. Нет единого героя, нет четко выстроенного сюжета, нет жесткой хронологии повествования: увязать, соединить, отобрать рассказы для включения в спектакль - вот действительно сложная работа.
Алексей Доронин уже знаком брянскому зрителю. Молодой режиссер представил на суд нашей публики спектакль «Чудо святого Антония». Тогда формат спектакля был определен как драматическое adagio в одном действии. В этот раз получившаяся постановка позиционируется как элегия в двух частях.
К слову, по поводу определения жанра своих постановок Алексей Доронин знаково ответил в интервью журналу «Страстной бульвар, 10» Союза театральных деятелей России в минувшем году:
- Почему драматическое адажио? Дело в том, что спектакль этот не рассчитан на широкий круг зрите - лей. Брянская публика воспитана несколько на ином репертуаре, качестве языка на сцене. Поэтому, чтобы как-то привлечь аудиторию, нам, конечно, пришлось прибегнуть к некоторым хитростям: сделать упор на мистическую составляющую, на музыкальную фактуру и так далее. Отсюда и такое необычное определение жанра.
Очевидно, этот прием коснулся жанра спектакля «Прощаясь не навсегда». Под элегией принято понимать лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. И, пожалуй, понимание этого формата позволяет лучше понять сам спектакль. Бунинский язык - во многом это стихи в прозе, живой, музыкальный, богатый образами и эмоциями, но точно попадающий в ритм описываемых событий. А главная проблема жизни - любовь, на которую сам писатель смотрел сквозь призму прожитого и пережитого.
Но характер элегии и задает определенный ритм спектакля. Не ждите от него быстроты повествования, не ждите длинных монологов или длинных и колких речей между героями. Напротив, «Прощаясь не навсегда» - спектакль о кричащем молчании. Да, актеры на сцене большую часть времени молчат устами. Говорят их жесты, мимика, говорит музыка, а в этой постановке она точнейшим образом синхронизирована с происходящим как на сцене, так и в душах героев.
Но с другой стороны, а разве именно словами говорят о любви? Или поступками, эмоциями, действиями?!
Нельзя не отметить, как автор спектакля работает с пространством. Все органично. Все отточено. Два действия происходят совершенно в одних и тех же декорациях, но за счет игры света, за счет смены мелких, но важных действий актерами пространство совершенно преображается. Еще одна особенность
большую часть времени кто-либо из героев оказывается пассивным наблюдателем происходящего действа, становится не участником, а зрителем, но это совершенно не нарушает, а усиливает композицию происходящего.
спектакль-эхо. Как звуки акустической иллюзии из прошлого до героев долетают те или иные мгновения. Их рассказы - эхо пережитого, да и Бунин писал «Темные аллеи» как отзвук прожитого.
Эхо - и во фразах героев, часто повторяющих фразы друг друга. Эффект эха усиливает и граммофон, с пластинки которого иногда звучат целые абзацы бунинских произведений.
Рефрены и повторы - неотъемлемая часть рефлексии, а без нее невозможно философское осмысление любого понятия. Так и с любовью. И автор постановки специально отдельными деталями, повтором символов усиливает этот эффект, сплетая ими разные рассказы в единый спектакль.
В основе первой части спектакля «Нынче вышло дождливое лето» лежат такие новеллы Бунина, как «Муза», «Чистый понедельник», «Пароход «Саратов». Для второй материалом послужили, собственно, «Тёмные аллеи», «Кума», «Холодная осень» и другие...
В первой части играют заслуженный артист РФ Александр Кулькин, Олег Чиганов, Мария Максимова, Юлия Филиппова. Во второй - заслуженный артист РФ Михаил Кривоно- сов, заслуженный артист РФ Михаил Лаврушин, Татьяна Сычева, Кристина Корзникова, Ксения Ланская, Алексей Дегтярев, Юрий Киселев, Ирина Аракелова, заслуженная артистка РФ Марина Финогенова.
Специально не хочется упоминать, кто какую роль играет. Бунин зачастую не называл своих персонажей. За многословными ОНА и ОН или обрывкам обстоятельств и биографий скрывались типажи, целые люди-судьбы. Но вот что следует отметить - этот спектакль создан для актеров, чтобы они могли раскрыться. Его нельзя проиграть, просто выучив текст, здесь акцент на действиях, движениях, эмоциях. Слово может обмануть, тело - нет. А «Прощаясь не навсегда» требует «правды тела»: спектакль играет с откровенностью, но как иначе может быть в постановке, суть которой любовь.
При этом бунинская любовь вовсе не идеальный рай в шалаше: немолодой художник, содержанка, аферист, нескромный дворянин, жених, погибший через месяц на фронтах Первой мировой войны, - это все трагические судьбы, в чем-то сломанные именно любовью и одновременно живущие ею.
В каких-то местах спектакль дословно воспроизводит бунинский текст, в других, конструируя свое пространство, сводит тексты и героев, выстраивает между ними отношения и диалоги, превращая два действия в два полно - ценных романа. Можно ли было сделать их двумя отдельными спектаклями - вот на этот вопрос каждый из зрителей должен ответить сам.
Символизм и эффект эха наполняют спектакль. Чего стоит зарифмованность сцен с нательными крестами в первой и второй частях. Аферист крадет у героини нательный крест, а после исчезает, вернувшись к ней спустя много лет, снова переживает с ней былую страсть, не простив ее уход к другому, убивает и кладет на бездыханное тело тот самый нательный крест. И во второй части уже пожилой герой получает обратно от оставленной им много лет назад простолюдинки-любовницы крест. Подобных деталей в спектакле уже после его завершения зритель обнаружит немало.
«Это истории о любви. О любви, что может стать щемяще-грустным эпизодом из прошлого. Или минутой, перемоловшей судьбу. Непременно главное и почти невесомое в воспоминаниях о прошлом - волнение любви, трепетное напряжение, когда мир вдруг стано - вится хрустально-звонким и неповторимым. В памяти у героев остается лишь то, что было срезано на лету, что не успело снизиться и упасть, а сохранило ослепительную яркость подъема» - так звучит описание спектакля «Прощаясь не навсегда». И хотя в анонсе говорится, что он создан в первую очередь для молодежи, которая благодаря театральному искусству сможет не просто познакомиться с творчеством И.А. Бунина, но и глубоко проникнуться любовью к русской литературе и языку, ощутить важность бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, потенциальная аудитория спектакля куда шире. Ведь у каждого в жизни есть те самые моменты чувств, эмоций, поступков, которые мы вспоминаем, как любовь, таким нежным, а может, и ранящим эхом.
Постановка данного спектакля стала возможным благодаря субсидии, полученной Брянским театром драмы им. А.К. Толстого в рамках регионального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура». Пока состоялось лишь два показа. Безусловно, данной постановке еще предстоит обжиться на сцене, какие-то моменты, может, будут усилены, а от некоторых шагов будет целесообразно отказаться. И все же данный спектакль - определенное явление для брянской театральной жизни.