Фото: Павел Колядин…
Обычная мещанская комната. Диван, кресло и несколько стульев. Справа окно и стол. Так в белградской квартире живёт семья Симы (Дмитрий Евграфов) и Живки (Эвелина Ткачёва) Попович. Правда, зритель перечисленного выше не увидит: обстановка комнаты обозначена лишь словами на заднике сцены. Ровно как и жанр спектакля – сатирическая комедия. Тут же в самом начале занимает своё место и портрет самого Бранислава Нушича – автора пьесы.
Когда жизнь налаживается…Режиссёра-постановщика «Госпожи министерши»
Алексея Доронина белгородская публика уже знает по спектаклю «Катерина Измайлова» – первой премьере этого театрального сезона. По его словам, Нушич, известный у себя на родине прежде всего сатирической драматургией, во многом был продолжателем традиций Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Познакомившись с труппой белгородского театра и его зрителями русской мистерией по очерку Лескова, к закрытию сезона Доронин взялся за комедийный материал.
«Прежде всего, причина была производственная: театр должен был уйти в ремонт. Требовалась такая негабаритная история, которая хорошо, комфортно выставляется, и можно играть на чужой площадке, где мы не зависим ни от света, ни от каких‑то декораций», – рассказал Алексей Доронин «БелПрессе».По его словам, ему хотелось попробовать работать с труппой по‑другому, вытащить артистов на острую форму:
«И вот всех подтащить до остроты, до такого открытого способа существования, где в принципе актёра трудно чем‑то прикрыть, и он, что называется, на что есть, на то и способен, – это была сложная задача, безусловно. Ну и главное, что в труппе, по моему мнению, есть исполнительница на эту роль – Эвелина Ткачёва. Роль ей подходит, и есть, где разгуляться, и остальным занятым артистам в том числе. Может быть, какие‑то педагогические задачи я себе поставил, чего в принципе могу и не делать. Но мне просто было любопытно посмотреть, попробовать».
Фото:
Так вот, в Белграде неспокойно. У семейства Симы и Живки не хватает средств к существованию. А ещё старое правительство страны уходит в отставку. Внезапно Сима Попович (который за два действия едва ли не проходит по краешку спектакля) становится министром в новом. Казалось бы, «Новое правительство – старая жизнь!», как гласит один из транспарантов в руках жителей, но Живка берёт дело в свои руки. Но, как известно, кто был ничем, тот станет всем, и Живка Попович, только что в отчаянии одалживающая деньги у тётушки, с упоением вслушивается в новое обращение к себе – «госпожа министерша». Тут уже и жизнь налаживаться стала, если б не амбиции… За новой жизнью потребуются и новый экипаж, и новый зять (опять надпись с транспаранта). Правда, у Чеды Урошевича (Сергей Купчичев), женатого на дочке Поповичей Даре (Валерия Ерошенко) на этот счёт другие планы. Да и в целом эти влюблённые сербские сердца не требуют перемен.
…равновесие нарушается
«Госпожа министерша» – сатирическая комедия: яркая, динамичная и, возможно, слегка непривычная белгородскому зрителю своей плакатностью.
«У Нушича это павильонная, диванная комедия с мебелью. А мне это категорически неинтересно. Во‑первых, это как‑то тривиально. Во‑вторых, способ существования – психологически-бытовой, пьесы у него большие, и даже при сокращениях, которые мы совершили, всё равно объёмные истории получаются», – отметил Доронин.
Фото:
Он отметил, что не знает, насколько для белгородского зрителя привычный жанр спектакля:
«Но он уже является в принципе традицией, и из него, из балагана уличного вообще русский театр как таковой вырос. Поэтому мы ничего нового не изобретаем, мы вспоминаем забытое. И это максимально честный театр, я его люблю, но он очень тяжёлый, потому что надо иметь очень хорошую основу, базу и, что называется, внутреннюю заряженность».
Артист Сергей Купчичев признался: зять министерши Чеда – роль для него совсем нетипичная. Поэтому вплоть до сдачи спектакля не представлял, как будет в ней смотреться.
«Это одна из ролей, которая отвечает за сюжет, за главную интригу, – рассказал Купчичев. – Потому моя задача – держать перспективу и протягивать линию этого сюжета, чтобы он был целостным, последовательным. А такое решение спектакля открытое, почти площадное, подразумевает подготовку артиста в смысле творческого самочувствия, как Станиславский завещал. Если у тебя лёгкости такой нет, эта динамика начинает наоборот нагружать, просто уставать от этого начинаешь. Структура и сценическое решение требуют, чтобы всё это было легко и динамично, и это такая проверка профессиональных, очень сущностных навыков».
Фото:
Также в постановке заняты Александр Сторожев, Андрей Манохин, заслуженный артист РФ Виталий Бгавин, Игорь Ткачёв, Илья Васильев, Роман Рощин, Владимир Дорогин, заслуженный артист РФ Иван Кириллов, Анастасия Замараева, Юлия Волкова, Надежда Пахоменко, Андрей Зотов, Нина Кранцевич, Михаил Новочихин, Илья Штейнмиллер, Андрей Терехов, Владимир Кубриков, Екатерина Максюта и другие.
Художественное и музыкальное оформление спектакля тоже принадлежит Алексею Доронину.
«Поскольку я в основном практикуюсь по тяжёло-мрачным спектаклям, то устал от этого, и уже шлейф пошёл дурной, что я тяжёлый и мрачный. Мне хотелось попробовать что‑то другое, комедийное. И так и случилось, многие компоненты, в том числе и производственные, сошлись, и так возникла эта вещь. Я думаю, почему нет?» – сказал режиссёр.
Фото:
«Если вы когда‑нибудь внимательно рассматривали всё, что происходит вокруг вас, то вы должны были заметить, что в жизни всякого общества ясно обозначается одна твёрдая и ровная линия. Эту линию создали условности, традиции, малодушие, духовная немочь и все прочие отрицательные человеческие свойства, под гнётом которых отдельные личности придавливаются, а общество предается вялому, беспомощному существованию. … Эту линию социальные математики назвали бы, может быть, нормой. … я и взял за руку одну хорошую жену и хорошую хозяйку – госпожу Живку Попович и внезапно вознёс её, нежданно-негаданно над её нормальной линией жизни. Такой беспорядок на весовой чашке жизни способен сделать то, что у людей из этой среды нарушится равновесие и они не смогут удержаться на ногах», – расставил акценты в своей пьесе сам Бранислав Нушич.
А сможет ли удержаться на ногах Живка, или «Кто не ошибается, тот не жил в Белграде!», узнают те, кто придёт на следующие показы премьерного спектакля – 14 и 24 мая. 29 мая «Госпожой министершей» закроют 86-й театральный сезон Белгородской драмы.
Оксана Придворева