«Антигона», Театр "Студия. Project", 22.10.2018
Минувшая неделя прошла под знаком одного из моих любимых негосударственных театров – Театра «Студия. Project». В понедельник я побывала на «Антигоне», поставленной, внимание, не по трагедии Софокла, а по пьесе Жана Ануя. Имя Жана Ануя мне знакомо по пьесе «Жаворонок» про Жанну д ‘Арк. Возвращаясь к «Антигоне», стоит отметить, что жанр произведения стал иным – он заявлен не как трагедия, а как сатирическая драма. Это важный момент, и в дальнейшем различие нам подробно объяснят.
Краткая предыстория: Речь пойдет о потомках знаменитого царя Эдипа (того самого, который стал царем, отгадав загадку Сфинкса, убил отца и женился на собственной матери). От этого брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник , и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип, узнав всю правду о совершенных поступках, отрёкся от власти и удалился в изгнание, править должны были поочередно в течение года Этеокл и Полиник под надзором старого Креона, советника Эдипа. Но старший, Этеокл, отказался передать власть Полинику, а тот собрал на чужой стороне большое войско и пошёл на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошёлся с братом, и оба погибли. Новый царь, Креон, повелел похоронить Этеокла со всеми почестями, а мятежного Полиника оставить незахороненным на растерзание собакам и шакалам. Каждый, кто попробует захоронить его, будет осужден на смертную казнь. А далее мы и подходим к сюжету «Антигоны».
При прочтении пьесы у меня сложилось впечатление, что действие из древней Греции перенесено в XX век: на это недвусмысленно намекали книги, кабинеты, сигары… В постановке Театра "Студия. Project" мы попадаем в некую страну с тоталитарным режимом сродни нацистской Германии: все герои одеты в военные шинели и сапоги, кроме Антигоны (только в самом начале), которая даже в этом отличается от основной массы.
Знаете, есть люди, которые всегда идут против системы? Или которые рождены, чтобы трагически умереть? Юная Антигона (Алина Туравинина) соединила в себе оба этих качества. Девушка искренне не понимает, в чем разница между Этеоклом и Полиником: ведь оба они – ее братья, и должны быть похоронены одинаково. Как можно обречь душу несчастного Полиника на вечное скитание среди теней? Антигона пытается найти единомышленницу в лице сестры Исмены, но та убеждает ее, что они всего лишь слабые женщины, их дело – покориться судьбе, а Антигоне лучше выйти замуж за Гемона и заняться семьей. Она напоминает, что Антигона хоть и некрасива в сравнении с ней (Исмена вообще девушка с очень высоким мнением о своей внешности и рассудительности), но именно она привлекает к себе больше внимания своей серьезностью и меланхолией, и именно ее выбрал в невесты Гемон.
На сцене на протяжении всего спектакля находится виселица и табурет под ней, которые очень манят к себе Антигону. Как бы она ни любила Гемона, она рвет с ним и прогоняет жениха по непонятной ему причине. А после выясняется, что Антигона этой ночью пыталась похоронить тело брата.
Антигона полностью раскрывается в диалоге с Креоном. Сначала он пытается спасти ее от страшной казни: просит лечь в постель и притвориться больной, а со свидетелями – стражниками, охраняющими тело Полиника, он разберется сам. Креон любит Антигону как девочку, которой он еще недавно подарил первую куклу, и как невесту его сына Гемона. Он признается ей, что он не хотел быть царем и управлять людьми, но раз так было угодно высшим силам, теперь он должен держать народ в страхе, чтобы не было бунтов и политических неурядиц. Антигона видит суть вещей: царь, погрязший в законах и долге, обязан сделать то, чего он не хочет – казнить ее, а она свободна, сама себе хозяйка, и может сказать «нет» тому, что не по душе. Она по-юношески максималистична и не хочет больше жить – зачем? В чем ценность жизни? Лгать людям, продаваться, совершать подлые поступки?
Но казнь, выбранная Креоном, становится неожиданностью даже для Антигоны: ее не повесят, как она хотела, а замуруют заживо. Девушка в ужасе, совсем пала духом. И тут ей является Иисус (это сам режиссер, Алексей Доронин). Он и поясняет нам, в чем отличие между трагедией и драмой. В трагедии все обречены изначально, добровольно идут на смерть, трагедия – для истинных царей. А в драме человек борется за жизнь, даже если борьба и бесполезна. Антигона у Ж.Ануя все-таки пыталась бороться, да и действие перенесено в другую эпоху – тут уж не до трагедий, нужно обличать современное общество.
Сложно судить, была ли Антигона сумасшедшей, неразумной юной девушкой, которая хотела похоронить брата только из собственного упрямства, или же она хотела выделиться этим поступком из общей массы? Мне кажется, последнее.
На заднем плане находятся три ряда портретов: первый ряд – это просто безликие затылки, серая масса, толпа. Второй ряд – писатели-утописты (Замятин, Платонов и другие), третий ряд – римские императоры-тираны. Одно место в верхнем ряду пустует. После смерти портрет Антигоны поместят туда – для Бога игры людей – всего лишь ерунда, не заслуживающая внимания, она все равно не вырвалась из этой «серой массы», несмотря на все старания и героичность своего поступка. Но, однако, именно она, единственная, повернута в верхнем ряду лицом, а не затылком.