Пьесу Ануя «Антигона» впервые я прочел лет двадцать назад, с тех пор неоднократно перечитывал и всегда она мне казалась, если так можно выразиться, очень минорной. Хорошая девушка Антигона нарушает царский указ, запрещающий предавать земле тело ее старшего брата – врага народа. Хороший царь Креон тщетно отговаривает свою племянницу от завершения начатого, ведь если Антигоной правит Чувство, то он полностью во власти Закона, им же самим установленного и нерушимого и, в случае непослушания, он будет вынужден Антигону казнить. Все очень печально, красиво и неторопливо. И какой же неожиданностью для меня стал громкий и яростный спектакль Алексея Доронина, заставивший усомниться: «А вообще, правильно ли я пьесу читал, не видя там такого накала страстей?». Персонажи пьесы словно причесаны под одну гребенку: одинаковые шинели, одинаковые сапоги, все ходят строем, по-военному печатая шаг и размахивая красными книжечками (то ли партбилетами, то ли сводом законов) – страна победившего тоталитаризма. И бунт Антигоны здесь выглядит уже не бунтом против бесчеловечного закона, а восстанием против государства вообще. Первое, что сделает, появившись на сцене, эта девушка – с криком «Я хочу свободы!» сбросит шинель с сапогами. И ее стремление под страхом смерти похоронить тело брата выглядит не делом чести, а предлогом, чтобы сбежать из этой жуткой зомбированной страны, пусть даже ценою жизни.
А остальные персонажи станут изо всех сил отговаривать ее от самоубийственного замысла, но уговоры их больше похожи на вербовку или промывание мозга. Кормилица, в пьесе простая ворчливая нянюшка, здесь больше похожа на тюремную надзирательницу с кнутом; Исмене, старшей сестре Антигоны, напуганной перспективой оказаться сестрой врага народа, разве что не хватает красной косынки, чтобы окончательно стать похожей на военную комиссаршу. Их уговоры звучат как патриотические лозунги, глаза горят преданностью правительству, книжечки в руках пылают алым цветом – эти люди живут в рабстве, но слепо верят в то, что лучшей жизни быть не может. Все говорится с оглядкой, ведь и у стен есть уши, а Большой Брат, то есть, царь Креон, уже не такой мудрый и добрый царь из пьесы, следит за тобой. Солдатская шинель уже давно не только на их телах, но и в их головах; когда Антигона, в надежде открыть близким глаза на окружающий кошмар, пытается сорвать шинели с их тел, они начинают в истерике натягивать их обратно. Только царевич Гемон рискнет раздеться сам ради возлюбленной, но тут же наденет шинель снова, почувствовав себя неуютно. В спектакле неожиданный финал – не только Антигона, но и деспотичный Креон оказываются пешками в игре того, кто в пьесе назван Хором, а в спектакле появится как Автор-демиург (режиссер Алексей Доронин), скуки ради играющий судьбами людей. Одновременно смешная и страшная, «Антигона» хороша всем: стильной сценографией, сумасшедшим музыкальным оформлением и отличной игрой всего без исключения актерского состава.
Must see.
|